Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар

Средняя общеобразовательная школа № 71 имени Константина Симонова

350000, город Краснодар, ул. им.Карякина 8   адрес

тел: 252-17-08   телефон

email: school71@rambler.ru    майл

Телефоны «Горячих линий» group_study1.png

Часто задаваемые вопросы     Прием в 1 класс в 2024 г.

vk71    telegram71   odnoklassniki71 

Главное меню

8394aebbf775fafb5507715099fab934_w650_h260.jpg

 

Вход на сайт

Год педагога и наставника

Рекомендации родителям младших школьников

«Как научить ребёнка самостоятельно делать домашнее задание»

Как заставить ребёнка учить уроки самостоятельно? Вам кажется, что это логично — пришёл ребенок из школы и должен сразу садиться за выполнение домашнего задания. Отнюдь. Этому его нужно научить. И лучше, да и проще всего, сделать это сразу — в первые дни первого класса.

Важно помнить!
• Формирование у ребенка самоконтроля во многом зависит от умения родителей своевременно предоставить ему возможность действовать самостоятельно, достигать результата, брать на себя ответственность за достижение цели.
• Самое сложное для родителей во взаимоотношениях с ребенком — признание и развитие его инициативы, передача ответственности в его руки, предоставление ему определенной свободы действий, способствующей развитию самостоятельности и самоконтроля.
• Уделите внимание выработке у ребенка адекватной эмоциональной реакции на допущенные ошибки. Вместо огорчения, злости и агрессии надо вырабатывать умение спокойно принимать ситуацию, ее осмысливать и делать выводы.

Давайте начнем с признания первого факта: современная школа настолько отличается от школы, в которой учились вы, что она буквально предполагает, что вы обязаны тратить некоторое количество своего времени на помощь ребенку со школьными заданиями. Сначала - на то, чтобы объяснить ему недослушанное и недопонятое в школе. Потом - на контроль за исполнением домашних заданий (банально, чтобы ребенок не считал ворон над тетрадкой, а сидел и делал). И в конце - на проверку, чего он там нарешал. Это три отдельных момента. Отдавая ребенка в школу, мы можем наивно надеяться, что школа сама обо всем позаботится, научит и воспитает. А учителя тем временем говорят: "У меня 30 человек в классе, я не могу объяснять каждому!". Так что  просто смиримся с первой частью ваших обязанностей. Если ребенок недопонял чего-то в школе, то либо вы ему это объясняете, либо репетитор. Никто не поможет ребенку, кроме нас самих.

Пожалуйста, как бы вам ни было жаль потерянного времени и себя лично, не срывайтесь на ребенке, не называйте плохими словами, если он не понимает, казалось бы, элементарных вещей. Когда в классе много детей, и у каждого свой темп и способы восприятия информации, шумно, много отвлекающих моментов,  можно действительно многое пропустить. Это не признак глупости и лени. Тут скорее - проблемы организации учебного процесса, либо концентрации внимания.

Второй пункт - контроль за исполнением домашних заданий. Многие мамы отмечают, что если не сидеть с ребенком рядом или не проверять периодически, что он делает, то школьник отвлекается на посторонние вещи, в итоге  выполнение легких заданий затягивается до ночи. И попутно опыт бывалых мам, дающий надежду: обычно необходимость сидеть рядом  отпадает после третьего класса. Что все это значит?

У учеников младшей школы поголовно наблюдается дефицит произвольного внимания. Это не болезнь, не диагноз, а возрастные особенности ребенка, которые изменяются с возрастом. Мы видим сами, что чем ребенок старше, тем более он усидчив и сосредоточен, поэтому популярный диагноз "СДВГ" (синдром дефицита внимания и гиперактивность) можно при желании поставить половине учеников первого-третьего классов. Лечить их всех? Конечно, нет! Но помощь с организацией домашних занятий нужна, чтобы не пускать дело не самотек и не скандалить все 10 лет школы каждый вечер.

У 10% детей, между тем, дефицит внимания сохраняется дольше обычного. Это может сопровождаться гиперактивностью, либо нет. Вести своего ребенка к врачу или нет - должна решить для себя каждая мама. Я бы сказала так: истинный СДВГ реально и ощутимо мешает учебе и часто выглядит как педагогическая запущенность. А в пределах довольно гибкой нормы все дети неусидчивы и могут быть невнимательны.

Возможно, ваш ребенок пошел в школу слишком рано, и его системы контроля недозрели. Но не забирать же его домой? Поэтому, нужно просто принять второй факт: младшим школьникам нужно больше внешнего контроля.

Как помочь школьнику?

Установите расписание дня, временные рамки, систему поощрений. Со временем ваш школьник втянется, но поначалу никуда без надзора.
1. Расписание

Составьте расписание, в котором будет обозначено время школы, обеда, отдыха, домашнего задания, а также время на компьютер и телевизор. За его исполнением стоит следить вам, так как самоконтроля у детей до 9-10 лет, как правило, нет.

  • Утром — подъём с таким расчётом, чтобы ребёнок успел неспешно умыться, одеться и слегка позавтракать. Иногда завтрак пропускается, так как сейчас все школьники завтракают после первого или второго урока. А рано утром у многих просто нет аппетита.

  • Затем выход в школу, с таким расчётом, чтобы малыш пришёл туда на 10-15 минут раньше и успел переодеться (зимой, когда холодно) и приготовиться к уроку.

  • Далее — уроки по расписанию.

  • После уроков — обед в школе и дополнительные занятия. Если ребёнок не посещает дополнительные уроки, а развивается в кружках вне стен школы, то обед может быть дома.

  • После обеда как минимум получасовой отдых, но не на диване перед телевизором. Лучше всего — прогулка, причём в любую погоду.

  • Затем — выполнение домашнего задания. Пусть оно будет на одну-две строчки, но регулярно. То есть, включено в расписание. Постепенно задания будут увеличиваться, а привычка их выполнять в положенное время сформируется и останется.

  • Послу выполнения домашнего задания — отдых. Оптимально — на улице. Если непогода, то дома. Можно разрешить на 15-30 минут компьютерную игру.

  • Далее наступает время дополнительных занятий.

  • Ровно в 21.00 нужно отправлять ребенка спать.

Правильный режим дня — основа хорошей успеваемости и здоровой нервной системы вашего малыша. Поэтому отнеситесь к нему со всей серьёзностью.

2. Временные рамки выполнения задания

Сначала убедитесь, что ребенок в принципе понимает, в чем суть задания. Если он не знает, что делать, он зависнет и все пропало. Когда тема понятна, задайте время: скажем, полчаса на одно задание, полчаса на другое (ориентируйтесь по своим детям, их скорости и заданиям, чтобы получить реальные цифры). За досрочное выполнение давайте, например,  бонусные 5 минут мультиков. Этот нехитрый прием будет стимулировать ребенка.

В любом расписании должно быть обязательное условие: сначала – домашняя работа, потом - развлечения. И предельное время для сдачи всего домашнего задания, включая проверку - 8 вечера (например). Кто не успел без уважительной причины - тот остается, например, без компьютера. Жестко? Может быть. Но это работает уже с шестилетними детьми. И ребенок четко понимает, что игры - это не привилегия, а награда, кто не успел, тот опоздал.

3. Система поощрений

Система поощрений - это ваш личный пряник. Это могут быть уже упомянутые плюс пять минут игр или мультиков за высокий темп работы и старания, или любимое блюдо, или что-то сладкое. А за неделю отличного труда положен бонус побольше - например, поход в кино, парк и т.п. приятное времяпрепровождение.

Когда наступает момент проверки домашнего задания, старайтесь всегда найти, за что похвалить своего школьника. Обратите внимание на то, какие ошибки он совершает. Есть ошибки по невнимательности, а есть по незнанию. И хотя иногда так и хочется спросить: "Ну почему????", этот вопрос совершенно бессмыслен.  Вы можете предложить ребенку выбор, простой и очевидный: или оставить все как есть, и гарантированно получить более низкую оценку, или попытаться сегодня исправить ошибки. Если есть ошибки по незнанию, постарайтесь насколько возможно мягко объяснить, как будет правильно и почему.

Самое главное, что нужно осознать каждой маме: нельзя отказывать в помощи, даже если у вас были другие планы. Ребенок все еще ребенок, и мы за него отвечаем. Если школа недостаточно хорошо готовит ученика, нечестно обвинять в этом его. Невнимательность - это временное явление, которое пройдет с возрастом, и поэтому нельзя наказывать за то, что ребенок пока не в силах контролировать. А вот структурировать день школьника и направлять его, положительно мотивировать - можно и нужно.

Также рекомендуем посвятить свободное время играм на внимательность и концентрацию внимания, так сказать, развивать эту мышцу мозга. Крестики-нолики, шашки, шахматы, морской бой, «мемори» - это далеко не полный список.
Если у ребенка не получается решить задачу по математике, которая Вам кажется настолько простой и легкой, то не стоит на него злиться и ругаться, особенно кричать и угрожать, в том числе скрытно, — помните, что ребенок младшего школьного возраста еще не может мыслить словесно-логически также как вы, он, как раз и обучается этому, чтобы мыслить и решать в будущем более сложные жизненные задачи.

Когда вы делаете домашнее задание вместе с ребенком, школьником младших классов, то приучайте его думать и мыслить самостоятельно, не решайте задачу за него, а помогите разобраться в условиях и в процессе самого решения. Ребенок должен сам понять, почему и как получился именно такой ответ.

Помните, что у вашего ребенка, школьника начальных классов, словесно-логическое мышление только развивается и он не может мыслить также как вы, анализируя ситуацию используя левое, логическое и рациональное полушарие головного мозга, младший школьник мыслит больше предметно-образно, правым полушарием — поэтому ему нужно, для лучшего понимания и усвоения материала, а также для понимания условия задачи и ее решения, визуальное, наглядное сопровождение совместно с логическим объяснением.

Когда Вы доходчиво и спокойно, может быть в игровой форме, наглядно объясните ученику младших классов условия математической задачи, правила ее решения и рационально-логически это обоснуете, то Ваш ребенок сможет в дальнейшем становиться все более самостоятельным, и меньше прибегать к помощи взрослых для решения задач и выполнения домашнего задания.

А самое главное то, что при таком подходе в обучении и воспитании ребенка — младшего школьника, он сможет стать зрелой, самостоятельной и успешной личностью в будущем.

Любое же эмоционально-психологическое давление (уже не говоря о физическом) приведет лишь к худшему восприятию, развитию мышления, возникновению психологических защит и негативизма, иногда к неврозам личности и характера.

А выполнение домашней работы за младшего школьника, вместо адекватной и часто необходимой помощи, разучит ребенка думать и рационально мыслить, сделает его зависимым и не самостоятельным, что очень негативно отразится на его будущей, взрослой жизни, а также и на воспитании его собственных детей — Ваших внуков.

  • Старайтесь находить аргументы для выполнения работ. Но не забывайте, что поощрение за выполненное задание не должно быть материальным. Лучше всего придумать несколько важных для ребенка преимуществ. Это может быть, например, стимул для того, чтобы поступить в какую-то секцию; в будущем, разобравшись с темой, тратить на нее меньше свободного времени; победить на олимпиаде и другое.

  • По мнению преподавателей, лучше всего начинать с простых заданий. Постепенно можно переходить к более сложным. Если начать с самого сложного, малыш может переутомиться, из-за чего будет не в состоянии выполнить все остальное.

  • Точно так же, как и в школе, нельзя заниматься непрерывно. Устраивайте своеобразные «переменки» своему ребенку. Примерное соотношение времени:

Выполнение домашнего задания – 20 минут.

Перерыв – 10 минут.

Желательно, чтобы во время переменок ребенок размялся, подвигался. Можно подкрепиться свежими фруктами. Со временем взросления школьника время, отведенное на выполнения заданий, соответственно, увеличивается.

  • При работе над уроками исключите все посторонние шумы. Необходимы выключить телевизор, радио. Гораздо больше пользу принесут знания, полученные в спокойной, тихой обстановке. Также на письменном столе не должны находиться игрушки.

  • Не торопите малыша. Пусть разбирается столько времени, сколько потребуется.

  • Если вы обнаружили в работе ошибки, скажите об этом ребенку. Но показывать их не надо, пусть он разберется сам.

  • Не забывайте хвалить вашего маленького непоседу, ведь забота и любовь помогут ему быстрее всего освоить любую, даже самую сложную науку.

Как быть, если ребенок не хочет делать уроки?

Главное правило для родителей: прежде чем пытаться понять, как научить ребенка делать уроки в вашем случае, постарайтесь уяснить, почему в принципе ребенок не хочет делать уроки. И тому могут быть разные причины.

Ребенок не хочет делать уроки: причины физиологические

К таковым относятся обычная усталость, зацикленность на школьных проблемах, для детей младшего школьного возраста – перевозбуждение или наоборот эмоциональная опустошенность.

В этом случае ребенок может не хотеть делать уроки просто потому, что ему трудно сконцентрироваться. 

Поэтому, дорогие родители, если вы считаете, что усадить ребенка делать уроки надо сразу после школы, то вы ошибаетесь. Дайте ему отвлечься от мыслей о школе и немножко отдохнуть.

Но отдохнуть в этом случае не значит играть в компьютер или смотреть телик. Отдых должен именно разгрузить голову.

Самые подходящие варианты: спортивная секция, прогулка, для самых маленьких школьников – возможность поиграть любимыми игрушками или поспать (если ребенок в принципе еще не отвык спать днем).

Ребенок не хочет делать уроки: причины психологические

Осторожно выясняем, в чем именно причины того, что ребенок не хочет делать уроки.  Относится ли это нежелание ко всем домашним заданиям по всем предметам или что-то все-таки он делает с большей охотой.

Если какие – то предметы пользуются особой нелюбовью вашего чада, спрашиваем почему. Может быть, не нравится учитель, предмет непонятный, задания по нему не получаются и так далее.

В зависимости от того, что вы узнали, выстраивайте дальнейшую линию поведения.

Если не нравится учитель

Постарайтесь тактично объяснить ребенку, что у учителя, как и у любого другого человека, есть свои сильные и слабые стороны, свои плюсы и минусы. Возможно, учитель делает строгие замечания, но если они справедливые, то надо попробовать вести себя на уроке как следует (и готовиться к уроку, само собой!).

Если вам из рассказов ребенка все-таки кажется, что учитель придирается к нему, ведет себя грубо или еще как-то нарушает преподавательскую этику, то постарайтесь сначала лично пообщаться с педагогом или классным руководителем, прежде чем озвучивать ребенку свое окончательное мнение.

Если не нравится (непонятен) предмет

Тут желательно все же не запускать, а найти время и возможность позаниматься с чадом дополнительно.

Нет ничего хуже «снежного кома» непонятых тем, неразобранных вопросов, несделанных заданий. Тем более сейчас куча обучающих программ, энциклопедий, пособий, фильмов в магазинах и Интернете, нужно только поискать.

Ваша задача как взрослого, умного и опытного человека – не только научить ребенка делать уроки, но и научить учиться! Очень пригодится в жизни!

  1. Не тяните с уроками до последнего, то есть не оставляйте их на поздний вечер и в течение недели потихоньку стимулируйте ребенка делать какие-то задания вперед. Например, предмет был в понедельник и в следующий раз будет в четверг – убедите ребенка сделать домашнее задание по нему в понедельник –вторник. Ведь так приятно потом обнаружить, что ЧТО-ТО из уроков уже готово!

  2. Совсем маленьким ученикам помогите правильно организовать выполнение домашней работы. Детям свойственно долго сидеть с чем-то одним, отвлекаясь и мечтая, а потом бывает трудно собраться в кучу. Быть организованным и сконцентрированным, не тратить время попусту – эти навыки ваше чадо приобретет не сразу.

  3. Поощряйте самостоятельность, когда что-то несложное ребенок делает сам. Вы можете только проверить и похвалить.

  4. Не делайте сложные задания за ребенка! Этим вы ему не поможете, а лишь закрепите неправильную модель поведения: зачем напрягаться, если мама с папой всегда подстрахуют и все напишут за меня! Объясняйте, подталкивайте в нужном направлении, пусть ребенок учится мыслить!

И последний, но очень важный нюанс – психологический настрой. Если ребенок не хочет делать уроки, внушайте ему обратную идею: делать уроки вовремя и как следует – большой плюс  для него самого!  

  • Он выучил урок, на следующий день его спросили и он получил хорошую оценку – «молодец, ты позанимался и заслуженно заработал пятерку!»

  • Он заранее сделал все уроки и сложил портфель на понедельник – «видишь, сделал дело, теперь можешь с чистой совестью гулять смело в выходные!»

  • Он делает уроки вовремя, сосредоточенно и внимательно – «у тебя отличная усидчивость и умение концентрироваться, из тебя выйдет со временем успешный бизнесмен!»

И так далее, позитивные утверждения – похвалы придумывайте сами по ходу.

Со временем у ребенка наверняка поубавится негатива по отношению к домашним заданиям, особенно если он увидит, что это не страшно и за это хвалят, что вы всегда готовы помочь, позаниматься дополнительно.

А через какое-то время появится привычка делать уроки вовремя, осознанно и для собственной пользы.

Как приучить к самостоятельным занятиям ученика средних или старших классов?

Если ваше чадо уже давно не первоклассник, но работать над уроками в одиночку так и не научилось, не стоит опускать руки. Нужно помочь человеку встать на путь самостоятельности. Сделать это просто, но придётся проявить характер и настойчивость.
Начинаем с того же самого, что и в более младшем возрасте: составляем режим дня. Но обязательно учитываем расписание школьных уроков, обращая внимание на расстояние между идущими последовательно предметами. К примеру: физика есть в понедельник и четверг. Значит, учить её можно в понедельник вечером, во вторник или среду. В понедельник у ребёнка много уроков и спортивная секция, а в среду ужасный английский язык, к которому нужно готовиться весь вторник. Получается, что физику на четверг надо учить в среду.

Один вечер придётся «убить» на составление подобного плана выполнения домашних уроков. Зато потом будет значительно легче. Ребёнок точно знает, какие уроки, в какой день недели ему учить. 

Дальше попросите его делать те уроки, в которых он уверен, самостоятельно. Останется всего один-два предмета, которые нужно контролировать. Их предлагайте делать на черновик. Если не получается, то просите подобрать материалы на основе которых нужно сделать домашнюю работу и прочитать их. Постепенно чадо приучится к самостоятельной работе и вам останется лишь изредка выборочно проверять уроки, чтобы быть в курсе истинного положения вещей в плане знаний.

Хотя дети могут мастерски раздражать и порой, кажется, совсем не взрослеют, рано или поздно это произойдет. И через 20 лет вы будете ностальгировать по времени, проведенному за домашними заданиями. А каким это время будет - выматывающим или же наоборот, интересным и познавательным, открывающим в вас таланты внимательного чуткого педагога, зависит больше от того, как организованы домашние занятия и как вы относитесь к этой своей части материнской работы. Ведь это тоже работа, и весьма ответственная - учить детей контролировать себя, планировать и отсрочивать удовольствия.

Идеальные дети - только у знакомых, а ваш ребенок не может стать самостоятельным по волшебству. Но в ваших силах научить его быть организованным шаг за шагом, постепенно снижая уровень контроля над выполнением домашнего задания. И в итоге вы будете собой гордиться.